Angmama.ru

Форма входа
Логин:
Пароль:
Профиль
Общественная жизнь
1. Благотворительные акции

2. Мастер-классы "на выезде"

3. Справочная организаций и городских мероприятий












Мини-чат
Категории раздела
От 1 года до 3 лет [5]
От 3 до 7 [3]
Подростки [4]
Развитие [9]
Наши конкурсы
Блок информации
Это интересно
Поиск
Анализ сайта
Тиц и pr сайта
Белый каталог сайтов
Главная » Статьи » Мы растем » От 1 года до 3 лет

Ознакомление с окружающим детей от 2,5 до 3,5 лет

Что же нового привносится в ознакомление с окружающим ребенка 2,5-3 (3,5) лет?

Прежде всего, дополнительные знания о человеке, людях в связи с той или иной деятельностью и ее результатом (бытовой, игровой, трудовой, художественной). Именно эти знания привносят понимание ребенком профессий: художник рисует (пишет) картины; доктор лечит больных; повар готовит вкусные обеды; дворник поддерживает чистоту во дворе, на улице; водитель автобуса перевозит пассажиров и др. Предметы, относящиеся к той или иной деятельности людей «выстраиваются» в систему, например, для рисования необходимы - краски, карандаши, кисти, для уборки дома – пылесос, для стирки - стиральная машина, для работы на огороде - лопата, грабли, лейка и т.п. Значит, весь предметный мир познается ребенком в связи с различными видами деятельностей человека и полезной направленностью его труда.

По-прежнему малыша интересуют чувства, эмоции и физические состояния людей (заплакал, засмеялся, устал, обиделся, проголодался и т.п.). Но, теперь ребенку важно понять, почему тот или другой взрослый, ребенок испытывают определенные состояния: мальчик заплакал - он упал, ему больно, девочка смеется, потому что ей подарили воздушный шарик, дедушка сел на лавочку, потому что устал и т.п. Налицо стремление понять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Согласитесь, значительно усложнилось восприятие мира, к ребенку приходят обобщения более высокого порядка. Малыш продолжает овладевать собирательными именами существительным: «овощи», «фрукты», «животные», «растения», «мебель», «одежда», «игрушки» и др. Но, теперь малыш начинает более тонко классифицировать, уже, казалось бы, знакомые для него понятия. Например, к обобщенному слову «животные» даются уточнения: «домашние животные» (кто с нами рядом живет?) и «дикие животные» (кто обитает в лесу?), «животные жарких стран» (экзотические, живущие в зоопарке) и их детеныши.

Сказанное выше позволяет заметить, что в познавательных сведениях вырисовывается расширившийся круг ассоциативных связей, взаимодействие предметов, вещей и отношений. Приобретая опыт жизни в окружающем мире, малыш практически познает объективные закономерности природной и социальной среды (например, осенью - листопад; весной - первые листочки; летом - солнце и цветущие растения, дождь; зимой - на деревьях отсутствуют листья, идет снег, холодно и т.п.). При этом необходимо еще раз подчеркнуть: знания о человеке (людях) - это центр (стержневое звено), вокруг которого строится система познавательных связей.

В конце 3-го года жизни дитя не просто констатирует увиденное (например, показывает пальчиком и произносит: «Птичка – воробушек» или «Кисенька – Мурысенька», или «Солнышко – ведрышко» и др.), а начинает делать обобщения более глубокого содержания. Малыш постепенно приобретает ориентировку в таких категориях знаний как: «человек и его дом», «человек и животный мир», «человек и растительный мир», «большие и маленькие в животном мире», «кто, что делает (профессий людей)», «на чем люди ездят (средства передвижения)», «что для чего нужно (предметы быта и труда человека)» и т.п. Конечно, эти знания приходят к малышу в эмоциональной форме и доступном содержании.

Малыш практически познает «закон жизни» живых существ, им необходимы пища, вода, тепло, малыш начинает осознавать зависимость животных от человека, на этой основе воспитывается любовь ко всему живому, желание заботиться о братьях наших меньших.

У ребенка конца 3-го года жизни уже формируются первоначальные представления об овощах как огородных культурах, полученных в результате труда человека на его огороде.

Для того чтобы ознакомление с окружающим в семье носило развивающий характер, взрослые со всей полнотой должны осознать, что к маленькому ребенку необходим особый подход, учитывающий его возраст, развитие и интересы. Нельзя кроху «начинять» информацией, несвойственной его возрасту «про все, что бывает на свете».

Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития ребенка.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Программное содержание.

I. Продолжать формировать у ребенка представления:

  1. о самом себе - своем имени и фамилии, половой принадлежности («я мальчик», «я девочка»), своих родителях («мой папа», «моя мама», «моя бабушка», «мой дедушка» и др.), их именах (например, «мама Галя», «папа Саша», «дедушка Вася», «бабушка Лена» и др.);

  2. о человеке - его имени, возрасте, половой принадлежности (например, «тетя Оля», «дядя Ваня», «девочка Маша», «мальчик Женя» и т.п.), семейном статусе близких («бабушка - мамина мама, а дедушка - ее папа, «Ира - моя сестренка», «Коленька - мой братик» и т.п.), его внешних физических особенностях (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и т.п.), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, заплакал - засмеялся и т.д.), деятельности близких ребенку людей («Мама моет пол», «Бабушка вяжет носочки», «Сестра играет на пианино», «Дедушка чинит полку», «Брат рисует», «Папа пошел в магазин за хлебом», и т.п.);

  3. о предметах, действиях с ними и их назначении - предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.);

  4. о живой природе - растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.), животный мир: домашние животные (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.), их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, гусенок, цыпленок), животные - обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.), птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы – подснежники, на деревьях появляются первые листья);

  5. о неживой природе - вода (льется, теплая–холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.), вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд), явления природы: времена года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой – холодно, летом – жарко, весной - светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель, осенью - ветер, холодный дождь и т.д.); погодные явления и отношение к ним людей (дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет холодный дождь, необходимо взять зонт; летом - теплый дождь, бывает радуга, теплую одежду не надевают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замерзнуть и т.д.).

II. Воспитывать в ребенке гуманные чувства: доброжелательность к людям, заботливое отношение к животным, бережное отношение ко всему живому.

III. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.).

Моделирование познавательных ситуаций с помощью игрушек

Игра-занятие «Как зовут твоих друзей?»

Цель. Дать представление об именах собственных: кукла Ляля, кукла Катя, зайка Степа, кошка Мурка, собачка Жучка и т.п. Закрепить в речи ребенка умение обращаться по имени.

Материал. Сюжетные (образные) игрушки, имеющиеся в игровом хозяйстве малыша.

Ход занятия. Игра разворачивается по ситуации.

Фабула игры - занятия: игрушки пришли на праздник к ребенку. Мама и малыш называют всех гостей по их именам. Игрушки знакомятся друг с другом.

Часть первая – знакомство. Взрослый разговаривает от имени каждого «гостя», игрушки обращаются к ребенку по имени. Ребенок запоминает, как зовут всех его друзей.

Часть вторая – угощение. Разыгрывается сценка угощения друзей. Выясняется, кто что любит? Например, зайка Степа предпочитает морковку, кошка Мурка - мясо (колбаску) и т.п.

Примечание: угощение может быть условным (понарошку) из поролона, картона или используются муляжи–игрушки. Разыгрывается диалог ребенка и его друзей, в процессе которого звучат обращения друг к другу по имени.

Часть третья – концерт. Называется по имени каждая игрушка, каждая исполняет какой-либо художественный номер, например, кошечка - поет, собачка - танцует, слоненок трубит (играет на дудочке), куклы читают стихи и т.п.

Заключение. Игрушки едут кататься на машине.

Игра-занятие «Кто у нас хороший?» (русская, народная, хороводная).

Цель. Закрепить у ребенка представление об именах собственных. Запоминать имена взрослых и детей, находящихся в ближайшем окружении малыша. Учить обращаться к взрослым по имени (тетя Таня, дядя Женя), а к 3-3,5 (4) годам - по имени и отчеству. Называть своих сверстников и друзей по имени. Использовать текст русской народной хороводной игры «Кто у нас хороший?» для отображения условных игровых действий по ходу произносимого текста, обращаясь по имени выбранного в хоровод ребенка.

Желательно иметь 3-4 участника. Играть могут не только дети, но и все члены семьи.

Материал. Изображение головы лошадки на палочке.

Ход занятия. Играющие стоят кругом. Взрослый читает:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя ребенка – Ванечка, Сашенька и др.)
хороший, Коленька пригожий.
Ребенок, которого назвали по имени, выходит в середину.
На коня садился,
Конь под ним бодрился.
Ребенок «садится» на палочку и выполняет подскоки на месте.
Он по лугу едет,
Луга зеленеют.
Ребенок двигается внутри круга, имитируя езду на лошадке.
К садам подъезжает,
Сады расцветают.
Ребенок «едет», стоящие в круге поднимают руки, делают «фонарики».
К дому подъезжает,
Танечка (Олечка, Лидочка и др.) встречает.
Названная по имени девочка входит в круг и идет навстречу мальчику.
Люшеньки, люли!
Люшеньки, люли
Мальчик отдает «лошадку» другому ребенку. Все танцуют.

Игра-занятие «Кукла Катя собирается на прогулку»

Цель. Закрепить знания о предметах верхней одежды (шапка, шуба, варежки, сапоги, шарф, рейтузы и пр.). Учить находить предметы близкие по звучанию (шапка и шарф, шапка и шубка, и пр.), употреблять в речи названия предметов верхней одежды, отвечать на вопросы о их назначений. Повторять слова с трудными звуками «ш», «с».

Материал. Кукла (30-40 см) с «приданым» - нижняя и верхняя одежда. Кукольные саночки, соразмерные величине куклы.

Ход занятия.

Часть первая - сборы на прогулку. Мама разыгрывает перед ребенком сценку с куклой: кукла «просит» чтобы ее взяли на прогулку, гулять и кататься на саночках. Мама говорит, что на улице холодно. Ситуативно подводит к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал заключение о необходимости теплой одежды. Какие же предметы верхней одежды необходимы кукле? Ребенок называет каждую вещь, мама умело ведет диалог, побуждая повторить, как называется кукольная одежда, как используется каждый предмет. Например, шапка на голову, сапожки на ножки, шарфик на шею, а варежки на ручки куколке Кате. Мама читает стишок от имени куклы, которая обращается к ребенку.

«…В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки,
Помоги на валенки
Мне надеть калошки...»
(З.Александрова)

Часть вторая - одевание куклы.

Занятие разворачивается ситуативно, мама «поддерживает» диалог ребенка с куклой. Можно включить в диалог просьбы куклы, например, завязать ей шарфик.

«Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький»
(З.Александрова)

Часть третья – инсценирование прогулки с куклой на улице. Ребенок катает куклу Катю на саночках.

«Покатились санки вниз
Крепче, куколка, держись!»
(З.Александрова)

Игра-занятие «Усатый–полосатый»

Цель. Инсценировать забавную игровую ситуацию по произведению С. Маршака «Усатый–полосатый». Эмоционально обогащать ребенка яркими впечатлениями. Воспитывать добрые чувства. Вызвать у малыша интерес, радость, смех, любовь к братьям нашим меньшим. Использовать первую часть произведения для закрепления знаний о постельных принадлежностях, их назначении.

Материал. Игрушка-котенок (25-30 см). Игрушечная кроватка, соразмерная игрушке и набор постельных принадлежностей к ней: перинка (матрасик), простынка, подушки, одеяльце, платочек; игровая ширма (можно использовать одну стенку красивой коробки).

Ход занятия.

Часть первая - знакомство с котенком. Мама читает наизусть начало произведения, знакомит малыша с Усатым-полосатым.

Часть вторая - инсценирование укладывания котенка спать. Мама выполняет действия по ходу чтения текста:

«Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Кладет на кроватку перинку.
Сверху на перинку -
Чистую простынку.
Стелет сверху простынку.
Вот тебе под ушки -
Белые подушки.
Кладет подушки. Укладывает котенка.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Закрывает одеяльцем, накрывает сверху платочком.

... Уложила котенка, а сама пошла ужинать».

Мама закрывает всю композицию ширмой, так чтобы малыш не видел все перемещения, происходящие за ней: котенка перекладывают хвостиком на подушку.

Часть третья - баловство котенка. Мама продолжает читать произведение и выполняет описываемые действия. Ширма снимается. Перед ребенком возникает совершенно другая картина - котенок «переместился» хвостом на подушку. Мама эмоционально преподносит малышу эту игровую ситуацию, где говорится, что котенок проказник, не умеет спать на кроватке. Сценка сопровождается смехом, балагурством, шутками, веселыми разговорами и действиями.

«Приходит назад, что такое?
Хвостик - на подушке,
На простынке - ушки.
Ситуация весело обыгрывается.
Разве так спят?
Повернула она котенка,
уложила как надо
Ребенок сам укладывает котенка, сопровождая действия подговариванием стихотворного текста.
Под спинку – перинку,
На перинку - простынку.
Под ушки – подушки,
А сама пошла ужинать»

Вся композиция закрывается ширмой, мама перемещает котенка под кровать, сбрасывает все аксессуары.

Часть четвертая - новый «сюрприз» Усатого - полосатого.

«Приходит опять - что такое? Сценка вновь эмоционально обыгрывается.
Ни перинки, ни простынки,
Ни подушки не видать.
А Усатый-полосатый
Перебрался под кровать!
Малыш самостоятельно застилает постельку, правильно используя все постельные принадлежности. Повторяется соответствующий стихотворный текст.
Разве так спят?
Вот какой глупый котенок!»

Часть пятая – заключительная.

Если у ребенка возникает желание, сценки укладывания котенка можно повторить, «попросить» Усатого-полосатого не баловаться пока малыш будет на прогулке, или взять его с собой. Важно, чтобы у малыша возникло желание неоднократно вернуться к произведению С. Маршака.

Игра–занятие «Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского»

Цель. Учить ребенка внимательно слушать сказку, эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослым петь песенку козы.

Материал. Книга с иллюстрациями или фигурки настольного театра.

Примечание: взрослый читает сказку на память или близко к тексту.

Ход занятия.

Часть первая – вступительная.

Мама предлагает малышу послушать сказку про Козу и ее деток - козляток. Читает потешку, вводя малыша в тему сказки:

«Коза-хлопота,
День-деньской занята.
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь.
Малых деток беречь.
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька - лиса
Их с собой не унесла»

Часть вторая - чтение сказки.

- Я тебе расскажу, что однажды случилось с Козой и козлятами.- говорит взрослый и начинает читать сказку:

«Жила-была Коза. Сделала себе Коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами. Каждый день уходила Коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится Коза домой, постучит в двери и запоет:

«Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла».

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдет пастись в лес. Однажды подслушал Козу волк, как она песенку деткам поет. Когда Коза ушла, волк подошел к двери избушки и толстым-претолстым голосом запел песенку. Козлятки выслушали волка и говорят: «Матушка поет тоненьким голосом!» - и не отворили дверей волку. Пришла Коза и похвалила деток: «Умницы вы, деточки, что не пустили волка, а то бы он вас съел».

Часть третья - повторное рассматривание иллюстраций и краткий пересказ по вопросам взрослого.

Мама показывает рисунки и последовательно задает ребенку вопросы. Где жила Коза с козлятами? Куда уходила Коза? Какую песенку пела деткам, когда возвращалась домой? Как узнали козлятки, что не их мама песенку поет? Пустили они волка? Почему мама Коза их похвалила? Ты, запомнил песенку Козочки?

Примечание: детям читается более добрый вариант сказки, в которой волк не съедает козлят, адаптированный к восприятию ребенка 3-х лет. Желательно вызвать у ребенка потребность неоднократно послушать сказку, а затем и самостоятельно рассказывать.

Занятие по произведениям Е. Чарушина «Кошка», «Собака»[1].

Цель. Познакомить ребенка с художественными произведениями, реалистично раскрывающими повадки и внешность самых близких к человеку домашних животных, таких как кошка и собака. Использовать анималистические рисунки Е. Чарушина. После прочтения рассказов, провести сравнительный анализ, как отличить кошечку от собачки.

Какие различия? У собаки вытянутая мордочка, а у кошки - круглая; у собаки - хвост «колечком», а у кошки - прямой; кошка – мяукает и мурлычет, а собака - лает и рычит и пр.

Что общего? Они покрыты шерстью, у каждого есть по два глаза, четыре лапки, один хвост. Они помогают человеку: кошка ловит мышей, собака сторожит дом и защищает хозяина.

Рассмотреть рисунки к рассказам, отмечая различное и общее.

Материал. Иллюстрированные произведения Е. Чарушина.

Ход занятия.

Часть первая знакомство с кошкой Маруськой и песиком Шариком.

Мама не проводит детального рассмотрения рисунков и предлагает, послушать рассказы.

Часть вторая - чтение рассказа «Кошка».

«Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет, мурлычет, а ее котеночек - маленький, ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится».

Рассматривание иллюстраций к рассказу «Кошка».

Часть третья - чтение рассказа «Собака».

«У Шарика шуба густая, теплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, - просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, дом стережет,

злых людей да воров во двор не пускает - за это все его любят, да сытно кормят».

Рассматривание иллюстраций к рассказу «Собака».

Часть четвертая - рассматривание иллюстраций, сравнительная характеристика внешнего вида и повадок кошки и собачки. Обращение к прочитанным произведениям.

Часть пятая – заключительная.

Мама переводит занятие в игру с подобранными заранее игрушками - кошечкой и собачкой. Далее действия мамы и ребенка разворачиваются по ситуации. Они могут «кормить» друзей, завязывать бантики, строить им домики, взять их на прогулку, устроить на своей кроватке «спать», пригласить в гости к кукле, читать стихи и петь песенки про кошечку и собачку, придумать им оригинальные имена и т.п.

Игры-занятия с картинами и картинками

Игра-занятие «Животные и их детеныши».

Цель. Познакомить ребенка с животными и их детенышами. Закрепить знания о домашних животных. Расширить представления о них. Развивать умение сравнивать, выделяя вначале различное, а затем - общее. Ввести в активную речь слова с обобщающим значением: «детеныш» и «детеныши». Учить строить предложения из 3-4 слов. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Использовать художественную литературу для ознакомления и запоминания слов: «щенок», «котенок», «жеребенок» и т.д.

Материал. Картинки из серии «Домашние животные»: кошка, собака, лошадь, корова. Картинки из серий «Животные и их детеныши»: кошка с котенком, собака со щенком, лошадь с жеребенком, корова с теленком.

Примечание: можно подобрать картинки из книг или журналов.

Ход занятия.

Часть первая - узнавание и называние знакомых ребенку животных на картинках: «Кошка», «Собака», «Лошадь», «Корова».

Мама показывает малышу картинки и спрашивает, какие животные на них нарисованы, Если малыш узнает изображения, просит вспомнить голоса животных, побуждает к звукоподражанию. Если ребенок затрудняется, дает наводящие вопросы, подсказывает.

Часть вторая - знакомство с детенышами животных.

Мама рассказывает о «больших» и «маленьких» в животном мире, сравнивая их с человеком.

«Кто ребенка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит?
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Кто напоит молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим, добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался - это мамочка твоя!
Ну, а как же у других –
Братьев меньших, дорогих:
У котенка, у теленка,
У щенка и жеребенка?»[2]

У всех ли есть мамы? Вот о чем мы поведем разговор.

Часть третья - животные и их детеныши.

Мама поочередно показывает картинки среднего размера, на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Мама предлагает малышу посмотреть, кто нарисован на картинке. «Правильно, собачка. Это ее сыночек, детеныш - щенок. Кто же это? Повтори: собака со щенком». Аналогично рассматриваются и другие изображения. Взрослый дает картинки малышу. Вместе с мамой дитя рассматривает и обсуждает то, что нарисовано. Отмечаются особенности детенышей: например, у котенка усы и круглая мордочка, пушистые лапки, коготки - царапки; у щенка - вытянутая мордочка, нет усов, висящие ушки и хвостик - закорючка; у теленка - хвост с метелочкой на кончике, отсутствует грива; у жеребеночка - челочка (холка) на лбу и грива на шее, а хвост весь метелочкой и т.п.

Мама еще раз повторяет название каждого детеныша и его принадлежность к взрослой особи.

Часть четвертая - разговор о больших и маленьких.

Мама рассказывает ребенку о том, как взрослые животные заботятся о своих детенышах: вылизывают, защищают, оберегают и даже... учат.

Например, мама - кошка учит котенка ловить мышей, лошадка учит жеребенка быстро бегать:

«Выгнул шейку жеребенок,
Сильной лошади ребенок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал».

(Л. Павлова)

А коровка поит молочком своего теленочка и малыша:

«На лугу теленок скачет,
«Му-му» кричит, но
Он не плачет –
Мать - коровушку зовет:
Молоком поит она
И теленка, и тебя».

(Л. Павлова)

В непринужденном диалоге закрепляются слова: щенок, котенок, жеребенок, теленок, детеныш и детеныши. Мама ставит картинки на подставки (мольберт) так, чтобы малыш мог их видеть в течение дня, а мама просить, показать и назвать животных и их детенышей. Аналогично проходят, занятия и с другими картинками.

Игра–занятие «На экскурсию в зоопарк»

Цель. Учить узнавать знакомых животных на картинке, называть их. Учить правильно строить предложения из 3-4 слов, употреблять сложноподчиненные предложения («потому что», «когда» и т.д.). Например: «Я видел льва, когда ходил с папой и мамой в зоопарк», «Обезьянки живут в жарких странах, потому что им зимой холодно» и др.

Материал. Картинки из серий «Экзотические животные» - слон, обезьяна, лев, черепаха.

Из серий «Дикие животные» - медведь, лиса, волк, заяц и др.

Ход занятия.

Часть первая - беседа о животных, живущих в зоопарке.

Мама рассказывает малышу о диких и экзотических животных. Предлагает вспомнить, каких животных они видели в Зоопарке? Взрослый побуждает малыша к высказываниям, описанию некоторых характерных особенностей животных. Например: у черепахи - панцирь, у слона – хобот; у лисы – хвост, длинный и пушистый, а у медведя – короткий.

Часть вторая - рассматривание картинок.

Мама предлагает поиграть в зоопарк. Сдвигает несколько стульев в ряд спинками или освобождает поверхность стола, которую желательно застелить зеленой тканью - это «травка». На равном расстояний расставляются длинные бруски (из строительного набора) - это «вольеры» для животных.

Примечание: отгораживающие поверхности могут быть выполнены из любых подручных средств: коробочек, планочек, решеточек, катушечек и т.п.

Далее взрослый берет стопку картинок и расставляет их на подставках внутри «вольеров». Мама приглашает малыша в зоопарк. Она эмоционально обыгрывает эту ситуацию: малыш может на чем-то «ехать» в зоопарк вместе с мамой, они «покупают» для зверей «гостинцы» - картинки из серий «Овощи» и «Фрукты». Могут приготовить какие-либо стихи, песенки о животных, чтобы им спеть и др.

Например:

Верблюд
«Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают!
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!»
Тигренок
«Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!»
Слон
«Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре».

(С. Маршак)

Часть третья - в зоопарке.

Рассматривание картинок и разговор о животных плавно переходит в игру.

Занятие «Наш огород» (от 2,5 до 4 лет).

Цель. Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, редис, репа, горох). Показать натуральные овощи и картинки соответствующего содержания. Ввести в активный словарь понятие «овощи». Сформировать представление об овощах как предметах труда на огороде, как результатах труда человека. Ввести в активный словарь слово «урожай». Расширять знания детей о пользе овощей (для чего нужны овощи). Познакомить с орудиями труда на огороде (лопата, лейка, грабли, ведро), которые нужны людям, чтобы вырастить хороший урожай.

Примечание: желательно показать орудия труда в естественных условиях, на огороде.

Материал. Натуральные овощи (по 1 шт.): капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, редис, репа, горох. Картинки, на которых изображены вышеперечисленные овощи. Предметы - орудия труда на огороде: лопата, грабли, лейка, ведро (детский комплект). Картинки, на которых изображены эти орудия (лопата, грабли, лейка, ведро).

Ход занятия.

Часть первая - показ натуральных овощей.

Мама достает из корзины, стоящей на табурете, поочередно: картофель, капусту, свеклу, огурец, помидор, редис, репу, горох. «Что это?» - спрашивает взрослый, беря в руки каждый овощ. Взрослый предлагает малышу подержать в руках картофель, капусту, свеклу и т.п. Затем показываются картинки, на которых они нарисованы.

Часть вторая - нахождение отдельных огородных культур по картинке.

Мама просит разложить в ряд все овощи, затем к каждому натуральному предмету подобрать картинку.

Часть третья - введение собирательного существительного «овощи».

«Все эти предметы, все, что лежат перед тобой на столе, можно назвать одним словом – «овощи». Они выросли на грядках, на огороде. Что же такое овощи? Мама показывает картинки и читает:

«Вот морковка: оранжевый носик - зеленый хвостик!
А вот и репка: желта, да крепка!
Вот редис: ешь, не ленись!
Ну, а это помидор: словно красный светофор!
Ешь зеленый огурец: малый - смелый, удалец!
И малиновая свекла: так толста, как тетка Фекла!
Вот и сочная капуста: зайке было б здесь не пусто!
Ну, а это что? Картошка. Где моя большая ложка?»
(Л. Павлова)

«Как же назвать одним словом все, что растет на огороде? Правильно! Овощи».

Часть четвертая - введение обобщенного понятия «урожай», «урожай овощей». Знакомство с предметами (орудиями труда) на огороде.

«Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде: лопатой вскапывают землю, граблями ее рыхлят, затем в землю сажают семена, а потом приносят в ведре воду, из лейки поливают огород. Если ухаживать за овощами, можно получить хороший урожай: овощей будет много, они будут крупные, вкусные, полезные и красивые. Что же необходимо людям для того, чтобы был хороший урожай овощей? Что нужно на огороде для работы?» - мама показывает картинки, на которых нарисованы орудия труда, называет их и побуждает повторить.

Примечание: в летний период желательно показать все огородные принадлежности в действии в работе на грядках.

Часть пятая – заключительная. Угощение.

Мама и малыш рассматривают картинки еще раз, малыш называет каждый овощ, может повторить запомнившиеся ему рифмовочки. Затем взрослый предлагает дидактическую игру: «Угадай на вкус, какой овощ?». Взрослый ставит перед малышом угощение (заранее очищенные, помытые и нарезанные овощи). На блюде: морковь, репа, капуста, огурец, помидор, зеленый горошек. Ребенок на вкус узнает, каким овощем его угостила мама, взрослый подчеркивает: овощи нужны для еды, их варят, из них готовят салаты.

Игра-занятие «На чем люди ездят?» (От 2,5 до 3,5 лет)

Цель. Закрепить и расширить знания ребенка о транспорте. Учить понимать обобщенное значение слова «транспорт», пользоваться в активной речи. Понимать, что относится к транспортным средствам: самолет, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус.

Материал. Картинки из серии «Транспорт»: самолет, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус. Картинки из серии «Игрушки»: кукла, мишка, Петрушка.

Ход занятия.

Честь первая - беседа о транспорте.

Мама предлагает малышу вспомнить, на чем он ездил с мамой и папой? На чем люди ездят? Взрослый показывает малышу картинки, на которых изображены знакомые ему средства передвижения: автобус, троллейбус, автомобиль, самолет, поезд и т.п. Отмечаются особенности каждого средства передвижения: самолет летит, поезд едет, у троллейбуса есть дуги, а у автобуса их нет и т.д.

Часть вторая - кукла, Мишка, Петрушка собираются в путь.

Мама показывает картинки, на которых изображены знакомые игрушки. Перед малышом разыгрывается забавный сюжет: кукла Наташа, Мишка и Петрушка решили ехать в путешествие, но не могут договориться. Петрушка хочет поехать на автомобиле, Наташа - только на поезде, а Мишка - любит ездить в автобусе. Игрушки договорились ехать каждый на своем транспортном средстве и собраться в одном месте.

Часть третья - путешественники в пути.

Взрослый расставляет картинки «Автомобиль», «Поезд», «Автобус» на стульях, журнальном столике, используя подставки. Подставки расположены по квадрату или кругу (замкнутая линия). На самой дальней от ребенка точке располагается картинка «Самолет». Все путешественники "подходят" к своим транспортным средствам. Обыгрывается каждая картинка: кукла располагается около поезда, Петрушка - около автомобиля, Мишка - рядом с автобусом. Мама разговаривает за каждого персонажа, меняя высоту голоса и тембр.

Ребенок поочередно перемещает друзей на автомобиле, поезде, автобусе, двигаясь как бы по кругу. Кукла, Петрушка, Мишка прибывают в аэропорт и встречаются у самолета. Встреча друзей ярко и эмоционально обыгрывается взрослым.

Часть четвертая - возвращение.

Мама закладывает все изображения друзей за картинку «Самолет». Так кукла Наташа, Петрушка и Мишка оказываются в самолете. Далее путешественники поднимаются «в воздух», самолет «летит» над стульями, столиком, т.е. над полями, лесами, реками и приземляется. Разыгрывается сценка встречи всех путешественников.

Примечание. Игра-занятие имеет множество вариантов. Например, игрушки хотят по - одному прилететь на самолете или меняются транспортными средствами, или хотят на машине, поезде, автобусе, самолете путешествовать вместе, меняя средства передвижения, и т.п.

В заключение следует отметить, что приведенные выше игры-занятия, примерные для ребенка 2,5-3,5(4) лет. Мы обрисовали взрослым диапазон детских интересов и возможностей. Родители могут сами составлять для своего малыша игры-занятия, формируя его интересы, развивая его воображение, смекалку и интеллект. По аналогии можно заниматься, играя с крохой, учитывая особенности вашей жизни в городе или на селе, в горах или у моря - малыш будет отражать в игре все, что разворачивается перед его взором. Конечно, ваша увлеченность, эмоциональность, «актерские» приемы очень обогатят душевный мир вашего ребенка. Ознакомление с окружающим - это и есть само детство: неповторимые минуты открытия мира ... Каждый день, каждый час, каждую минуту!

[1] Вместо рисунков Е. Чарушина можно подобрать соответствующие картинки из наглядных пособий или книг.

[2] Наглядное пособие в картинках «Раннее детство: развитие речи и мышления», Л.Н. Павлова, Мозаика - Синтез, М., - 2005, 2006



Источник: http://www.2mm.ru/razvitie/703
Категория: От 1 года до 3 лет | Добавил: baby-ang (26.12.2008)
Просмотров: 5827 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши друзья









Недвижимость Иркутской области
Последние статьи
Беременность месяц за месяцем
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й |
6-й | 7-й | 8-й | 9-й |
к празднику весны и труда (0)
БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ (0)
БЛАГОВЕЩЕНИЕ (0)
НАЧНИ С СЕБЯ (1)
АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ (0)
Доска объявлений

Возврат долгов. - Copyright MyCorp © 2017
Design from www.denubil.ru | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz | Фильмы онлайн